Страницы проекта

пятница, 22 февраля 2013 г.

Лабиринты науки

Их интерес разительно широк…

Какие страницы отечественной истории могут заинтересовать современного старшеклассника? Вопрос не праздный и возник он благодаря всё более распространяющемуся мнению, что сейчас пристрастия среднестатистического школьника не распространяются дальше компьютерных игр и пустого времяпровождения в Интернете.
Мнение об узком круге интересов нынешних молодых людей начисто опровергли старшеклассники учебных заведений Адмиралтейского района, участвовавшие в пятой районной межшкольной научно-практической конференции «Лабиринты науки» (секция «Краеведение»), которая по традиции состоялась в Доме детского творчества «Измайловский». Изложив темы своих исследований, ее участники убедительно продемонстрировали, насколько широк круг интересов нынешней молодежи.
Так, восьмиклассника школы № 238 Алексея Трояна заинтересовали подробности Отечественной войны 1812 года и, в частности образ, генерала Витгенштейна, не допустившего захват французами Петербурга. 
«Сражение на Бородинском поле, трагедия Москвы, образ главнокомандующего русской армией Михаила Илларионовича Кутузова заслонили события Отечественной войны 1812 года, связанные с нашим городом, - сказал Алексей. - Цель моего исследования: на основе разнообразных материалов как XIX века, так и новейших открытий, выявить роль Первого пехотного корпуса русской армии под командованием генерала Петра Христиановича Витгенштейна и его самого, прославленного как спасителя Петербурга. Об этом, как я считаю, нужно говорить и говорить, чтобы все знали, благодаря кому в то время был спасен наш город».
Выступая на конференции, Алексей озвучил исторические данные, привел воспоминания участников событий столетней давности, связанные с подвигом первого пехотного корпуса под командованием генерала Витгенштейна. Из рассказа Алексея следовало, что в первоначальных планах Наполеона была оккупация Петербурга. В июле 1812 года эта операция была поручена маршалу Удино, дивизия которого была составлена из отборного войска и почти вдвое превосходила корпус Витгенштейна по численности живой силы и количеству орудий. Маршалу ставилась задача изолировать Петербург от России, отрезать от него русские войска, прижать их к заливу, где их гибель казалась в то время неизбежной.
Алексей привел в своем выступлении «Записки о действиях корпуса Витгенштейна и народного ополчения», составленные бароном Владимиром Штейнгелем, где тот писал, что маршал Удино, получив прощальную аудиенцию у Наполеона, «… сказал ему с необыкновенным французским самохвальством и притом с учтивостью: “Ваше величество, мне очень совестно, что я прежде вас буду в Петербурге”,  «Витгенштейн успокоил его французскую совесть: он не видал Петербурга ни  прежде, ни после…».  Рассказав о победе корпуса Витгенштейна под белорусским селом Клястицы, Алексей закончил свое выступление словами известного мемуариста Филиппа Вигеля, который писал: «Первая настоящая победа графа Витгенштейна при Клястицах всех чрезвычайно восхитила. Не было обеда, даже семейного, на котором бы не пили за здоровье победителя. Имя его, доселе неизвестное, с шумом пронеслось по всей России». Повсюду распевали гимн, сочиненный молодым литератором Кобяковым и музыкантом Кашиным:
Хвала, хвала тебе, герой,
Что град Петра спасен тобой!»
«Мне было особенно приятно заниматься поиском материалов, связанных с Петром Христиановичем, - сказал Алексей после выступления. - Этот человек вызвал у меня восхищение не только своими блестящими победами, но и тем, что даже раненым, никогда не покидал поле боя, пока не утихал гром пушек, никогда не искал чинов и наград, был верен слову и долгу».
То, что военная тема интересует подростков, продемонстрировали несколько других участников конференции, но их поиски коснулись не столь далёких событий, а Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В частности, готовясь к конференции,  десятиклассница гимназии № 272  Елена Клейман стала изучать историю Сталинградской битвы, поставив целью выяснить: почему фашисты сумели пройти тысячи километров до Сталинграда, а несколько сот метров, отделявших их от берегов Волги, пройти не смогли?
Выбор темы девушка объяснила так: «С помощью документов архивов, воспоминаний участников Сталинградской битвы я попыталась понять, каким образом, за счет чего была одержана эта грандиозная историческая победа, после которой исход войны был предречен. Да, был приказ Сталина № 227: «Ни шагу назад!», ставший девизом воинов. Да, было проявлено воинское искусство командования, но, как я поняла, главное было в том, что под Сталинградом каждый воевал так, будто именно от него зависел не только исход этого сражения, но и быть России или не быть. Люди того военного поколения  действительно любили свою Родину больше жизни.
Сейчас появляется очень много когда-то засекреченных документов, толкование событий, ранее искажавшихся советскими идеологами и историками. А значит, есть возможность узнать что-то новое. Я, например, в ходе своего исследования узнала уточненные цифры наших потерь, ознакомилась с мнением зарубежных историков и политиков военного времени на Сталинградскую битву. Зачем современной молодежи это надо? Отвечу словами поэта Юрия Воронова:

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта помять – наша совесть,
Она, как правда, нам нужна». 

Вероятно, это же стремление - больше узнать о Великой Отечественной войне, о ее защитниках побудило восьмиклассницу школы № 238 Ксению Кириллову заняться поиском материалов о человеке, числящимся в списке пропавших без вести - о Денисе Павловиче Панькове. Почему именно о нём, из четырех миллионов подобных?
Девушка рассказывает: «Я впервые услышала о Денисе Павловиче от его внучки Любови Михайловны Ведениной. Она принесла в наш школьный музей фотографии своего деда и документы, которые нашла в военных архивах. Оказалось, что Денис Павлович воевал в составе 168 стрелковой дивизии, материалы о боевых действиях которой мы собираем в нашем музее! Много солдат этой дивизии пало на Ораниенбаумском плацдарме, все они – герои, ведь если бы немцам удалось этот плацдарм захватить, они смогли бы прямой наводкой расстрелять корабли в Кронштадте, войти в Финский залив, а далее - путь в Неву. Солдаты, воевавшие на Ораниенбауском плацдарме, по сути, закрыли своей грудью Ленинград, и одним из них, как оказалось, был младший сержант, командир отделения разведчиков 462 стрелкового полка 168 стрелковой дивизии Денис Павлович Паньков. Вот почему я захотела как можно больше узнать об этом человеке».
Так начался сбор материалов, в ходе которого девушка выяснила, что ее герой родился и жил в Башкирии, куда его предки были переселены из Курской губернии. Когда в 1941 году Дениса Павловича призвали на фронт, у него уже была семья, четыре сына от полутора до восьми лет.
Девушка рассказывала – и перед глазами участников конференции проходила фронтовая биография ее героя. Стрелковая дивизия № 186, где служил Паньков, с августа 1941 года воевала на Ленинградском фронте. 17 сентября 1941 года она под мощным натиском врага была вынуждена оставить города Пушкин и Павловск. Закрепиться удалось на рубеже Московская Славянка – Шушары. Младший сержант Паньков командовал разведотрядом, в составе которого было сорок бойцов. Их задача – проходя незамеченными через линию фронта в тыл врага, выполнять приказы командования. В записях Журнала боевых действий перечислялись разведки боем, взятия «языков», контратаки, количество убитых и раненых, а за этими строками были тяжелые переходы, ночевки под открытым небом, сном в полглаза, едой урывками, переправы по грудь в ледяной воде. В ночь на 14 января 1944 года бойцы под командованием Дмитрия Павловича Панькова начали разведку боем в полутора километрах к северу от озера Парголово. Без потерь разведчики достигли передних траншей укрепившегося здесь противника. Но при подходе к деревоземляному забору были встречены сильным пулеметным огнем… Это был последний бой Панькова, последние сведения, зафиксированные о нем в Журнале боевых действий.
И вот теперь благодаря поиску восьмиклассницы Ксении Кирилловой люди узнают о подвиге еще одного защитника Ленинграда. «Сейчас мы представляем эти материалы в школьном музее, - подводит итог своего исследования Ксения. - Будем рассказывать о Панькове взрослым и детям. Будем добиваться, чтобы его имя, как и имена его шестнадцати товарищей, тоже считающиеся без вести пропавшими, были увековечены на обелисках и памятных знаках, которые будут установлены на линии обороны Ораниенбаумского плацдарма».
Кому это нужно? Всем. И в первую очередь, родным и близким без вести пропавших, их женам, до последнего своего смертного часа ждавшим своих мужей и так до конца и не поверивших в их гибель, нужно их детям, выросшим без отцов, нужно их внукам, не знавшим своих дедов, нужно, чтобы гордиться ими.
Пронзительные до боли слова, адресованные своему деду Денису Павловичу Панькову, прочитала Ксения от имени его внучки Любови Михайловны Ведениной: «Мы гордимся тобой! Ты защищал самый красивый город на земле! Ты вместе с жителями этого города выстоял, выдержал всю страшную блокаду, но не отдал Ленинград врагу! Высшая награда тебе, героический наш дедушка, – память твоих потомков, память жителей Петербурга». И слова эти – самая высшая награда школьнице Ксении Кирилловой. Проведенный ею поиск дал возможность благодарному потомству узнать еще одно имя героического защитника Ленинграда.
Также выступившая на этой конференции учащаяся Второй Санкт-Петербургской гимназии Виктория Соха посвятила свою научно-изыскательскую работу восстанию декабристов 1825 года и одному из его руководителей и вдохновителей К. Рылееву; родословную своей семьи изучила учащаяся школы № 229 Анастасия Войцешко; судьба трамвая в жизни Санкт-Петербурга заинтересовала десятиклассников гимназии № 272 Веронику Горячёву и Никиту Шевченко – в итоге,  как оказалось, лабиринты науки по-прежнему манят молодежь к изучению самых разнообразных тем и явлений. Прекрасно, что у ребят есть наставники, которые помогают им это делать увлеченно, профессионально с пользой для участников поиска, школьных музеев, где открываются  новые, неизвестные страницы истории Санкт-Петербурга.
Подводя итоги пятой районной межшкольной научно-практической конференции старшеклассников "Лабиринты науки», жюри единогласно присудило первое место учащейся школы № 238 Кирилловой Ксении.

Комментариев нет:

Отправить комментарий